Телемедицина в период пандемии
На днях мы отметим три месяца с момента, как ВОЗ официально объявила о пандемии нового коронавируса – COVID-19, но с марта мир очень изменился, и всё больше фактов говорят о том, что наша жизнь уже не будет прежней.
О том, как повлияла ситуация с распространением коронавирусной инфекции на оказание медицинской помощи в отдельно взятом региональном медицинском учреждении – Красноярской краевой клинической больнице – рассказывает руководитель кабинета телемедицинских консультаций, к.м.н. врач-эндокринолог высшей категории, Татьяна Валерьевна Шелковникова.
— Прежде всего, хочу сказать о той сфере, к которой имею непосредственное отношение – о телемедицине. Этот сложный период убедительно показал и утвердил востребованность и эффективность дистанционных телемедицинских консультаций. Все медицинское сообщество было вынуждено активизировать применение и развитие технологий дистанционного консультирования. Краевая клиническая больница одной из первых не только в крае, но и в стране начала активно внедрять практику дистанционных консультаций. У нас телемедицинские технологии успешно развиваются уже два года, благодаря целеустремлённости руководства и прогрессивной команде специалистов отдела автоматизированных систем управления.
В сложившейся эпидемической обстановке, когда были введены жёсткие ограничения на физические контакты между пациентами и медицинским персоналом, и очные приёмы и консультации были временно приостановлены, телемедицина для нас уже была явлением обыденным и повседневным.
Как же работает телемедицина в изменившихся условиях? Сегодня во всех межрайонных больницах края — в Ачинске, Канске, Минусинске, Лесосибирске и многих районных больницах развернуты инфекционные госпитали. На момент написания материала в инфекционных стационарах края проходят лечение 2261человек, из них с пневмониями разной степени тяжести — 964 человека.
Пневмония – всегда повышенный риск для жизни пациента, а для инфицированных коронавирусом – особенно. Поэтому, когда счёт госпитализированных пациентов с диагнозом «пневмония» по всему краю пошёл на сотни, министерством здравоохранения было решено проводить ежедневные селекторные совещания с медицинскими организациями, где лечатся профильные пациенты. Каждое утро, включая субботу, в 9 часов утра в кабинете главного врача ККБ Егора Евгеньевича Корчагина проходят видеоселекторные совещания. К началу каждого такого совещания уточняются статистические данные за сутки по всем учреждениям. В телесовещаниях участвуют признанные эксперты регионального минздрава – главный внештатный аллерголог-иммунолог, профессор Ирина Владимировна Демко, главный нештатный специалист по анестезиологии-реаниматологии, профессор Алексей Иванович Грицан, главный нештатный специалист по инфекционным болезням, профессор Елена Петровна Тихонова.
Вся необходимая информация о наиболее сложных пациентах — объективные данные, данные лабораторных и инструментальных методов исследования, реанимационные параметры — размещается в мониторинге пневмоний Региональной телемедицинской системы. Консультанты-эксперты знакомятся с этой информацией до начала дистанционного совещания, получая общее представление о пациенте. Заведующие госпиталями докладывают состояние наиболее сложных пациентов, прежде всего – реанимационных, а эксперты консультируют врачей, согласно актуальным клиническим рекомендациям министерства здравоохранения РФ. Заканчиваются телеконсультации формированием заключения консилиума в информационном ресурсе, доступном всем медицинским организациям края. По одному пациенту возможны и многократные консультации – отслеживается динамика его состояния.
Новая коронавирусная инфекция характеризуется стремительно развивающимся и зачастую непредсказуемым течением заболевания. В случае позднего обращения, позднего начала лечения или неадекватного лечения, течение болезни нередко осложняется тяжелой полисегментарной пневмонией с развитием респираторной недостаточности и даже септического шока. В таких сложных случаях чрезвычайно важна своевременная квалифицированная консультация, и её наиболее оперативная форма — дистанционная. Так, благодаря применению ресурсов телемедицины, реально повышается доступность и качество оказания медицинской помощи населению, проживающему в отдалённых от центра населённых пунктах. Ну, а врачи инфекционных госпиталей очень благодарны и выполняют рекомендации краевых специалистов в полном объеме.
Самых сложных пациентов мы консультируем в Федеральном консультативном центре анестезиологии-реаниматологии на базе Первого Московского медицинского университета имени Сеченова, а беременных женщин — в ФГБУ «НМИЦ акушерства и перинатологии им академика В.И. Кулакова», конечно, соблюдая все правила дистанционного консультирования.
Отмечу, что во время телеконсультаций часто принимается решение об эвакуации пациентов в медицинские организации более высокого уровня с учетом тяжести состояния больного, в том числе, конечно, в краевую клиническую больницу.
На сегодняшний день мы провели более 30 консультаций и получили протоколы с рекомендациями. Если есть необходимость, консультируемся с Федеральным консультативным центром и два, и три раза по одному пациенту. Это реализация сегмента второго и третьего мнения в телемедицине. Мы должны убедиться, что приняты все меры, использованы все возможности.
Сергей Головач, руководитель пресс-службы КГБУЗ «Красноярская краевая клиническая больница»