Задержка речевого развития у детей
Материалы подготовлены в Региональном центре медицинской профилактики Новосибирской области
Задержка речевого развития у детей
Развитие речи ребенка начинается не в тот момент, когда он произносит первые слова, а намного раньше — с рождения, когда он начинает произносить первые звуки. Они — фундамент будущей связной речи. Темп речевого развития зависит от многих факторов и индивидуален для каждого ребенка, но все-таки есть определенные нормы развития речи. Значительное отставание от этих норм (2 месяца и больше) считается задержкой речевого развития (ЗРР).
По последним данным ЗРР выявляется специалистами почти у каждого четвертого ребенка. ЗРР означает, что развитие речи у ребенка идет медленнее, чем положено. Данный термин применяется по отношению к детям до 5 лет, испытывающим проблемы с развитием речи из-за неразвитости нервных структур, ответственных за речь.
Это может быть обусловлено наследственными причинами (папа или мама тоже поздно начали говорить), частыми болезнями. В этом случае все силы организма уходят на борьбу с болезнью, а не на развитие, в том числе и речи. Задерживаться развитие речи может и в том случае, если с ребенком мало разговаривают, читают. Радио и телевидение не помогают формированию речи. На начальных этапах речевого развития дети должны не только слышать речь, но и видеть артикуляцию взрослого. Речь должна быть простой, четкой и доступной.
Если задержка развития речи обусловлена этими причинами, вмешательства специалиста не требуется. Достаточно создать ребенку благоприятные условия для развития.
Однако бывает, что задержка развития речи вызвана вредными воздействиями на мать во время беременности, родов или в первые годы жизни ребенка – стрессы, инфекции, травмы, о чем родители иногда и не догадываются. Тогда развитие речи не только запаздывает, но и нарушается. Здесь уже не обойтись без медицинской и педагогической помощи.
ЗРР констатируется обычно у детей до 3-3,5 лет. После этого возраста, а иногда и раньше, если речь ребенка по-прежнему не соответствует возрастной норме, можно говорить не о задержанном, а о нарушенном развитии речи. В этом случае необходимо обратиться к неврологу и логопеду.
Для полноценного и своевременного речевого развития нужно, чтобы гармонично развивались как правое полушарие, которое отвечает за эмоционально-образную сферу, пространственное мышление и интуицию, так и левое полушарие, отвечающее за рационально-логическое мышление.
Овладение речевой деятельностью предполагает:
• способность говорить;
• способность понимать сказанное.
Речь в своем развитии проходит определенные этапы:
Возраст |
Речевые навыки |
Основания для беспокойства |
От рождения до 6 мес. | Гуление (произнесение звуков «а», «ы», «у», иногда в сочетании с «г»)Очень важно уже с первых дней жизни ребенка все время говорить с ним, интонацией и ритмом выражать свое отношение, подкреплять речь улыбкой, хвалить его. Эмоционально насыщенная речь (интонация, паузы, сопровождение речи мимикой и движениями головы, рук и т.д.) доступнее пониманию ребенка и способствует более полноценному его развитию.
Ребенок заражается Вашей речевой и эмоциональной активностью, стремится подражать Вам. Изоляция ребенка, дефицит эмоциональных контактов может порождать задержку в развитии и изменения личности. |
Ребенок не реагирует на звуки, не поворачивает голову в сторону взрослого; у него отмечаются недостаточная интонационная выразительность, немодулированность крика, отсутствие подготовительного кряхтенья перед криком, однообразное гуление, отсутствие смеха; не формируется избирательное внимание к речи окружающих. |
7-10 мес. | Лепет (произнесение одинаковых слогов: «ма-ма-ма», «дя-дя-дя», «ба-ба-ба»).Ребенок вступает в общение со взрослыми и начинает исследовать различные предметы, включая собственные конечности. Формируется имитационное подражание звучащей речи: тон, ритм, темп, мелодика, интонация. На 7-8-м месяце ребенок понимает многие слова, узнает названия некоторых предметов, которые ему показывают. Развивается отраженный лепет — повторение за взрослыми и самолепет — собственная речевая активность. С 9 месяцев ребенок начинает понимать простые словесные инструкции, дополненные жестами. В 8-9 месяцев интенсивно развивается понимание речи, возрастает стремление контактировать со взрослыми, активно используя игрушки. | Отсутствие или рудиментарность лепета (нет повторения за взрослыми), невыполнение простых словесных команд, отсутствие подражательных игровых действий. |
10-12 мес. | Начинает подражать звукам речи взрослых, первые осмысленные слова из двух одинаковых слогов («папа», «мама», «баба», «дядя»). | Ребенок не реагирует на свое имя; отмечается отсутствие лепетных слов (би-би, ав-ав, бах, дай и др). |
1-3 года | Первые предложения.После года развитие речи идет стремительно. Возрастает потребность ребенка в речевом общении. У малыша появляется желание не только узнать, что это за предмет, но и что с ним можно делать, для чего он нужен. Если взрослые не поддерживают обращений ребенка, то заглушается потребность в общении, задерживается развитие активной речи. | Стойкое и длительное по времени отсутствие речевого подражания новым для ребенка словам. Такая остановка может быть при нормальном развитии речи, но не далее полугода после появления первых трех-пяти слов. При появлении речевого подражания ребенок, как правило, воспроизводит часть вместо целого слова или искажает его, использует аморфные слова. Например: дека — девочка, пику — купи, пэха — хлеб.Ребенок не строит из накопленных слов предложений. Не появляются глаголы.
Ребенок строит предложения, но их грамматическое оформление грубо искажено, например: Аня хочет нет — я не хочу. Во время речи кончик языка высовывается между зубами. Звуки произносятся с «хлюпаньем», имеют носовой оттенок. В возрасте 2 лет не пытается повторять слова; не показывает части тела, которые ему называют; не выполняет сложные просьбы («пойди в комнату и возьми книгу») и не узнает близких на фотографиях. В возрасте 2,5 годане знает названий окружающих предметов (не может по просьбе показать на знакомый предмет или принести что-либо); не знает названий частей тела; не знает разницу между понятиями «большой» и «маленький»; не умеет составлять фразы из 2 слов. В возрасте 3 лет не говорит простых предложений (подлежащее, сказуемое, дополнение); не говорит о себе в первом лице (не пользуется местоимением «я»); не может пересказать короткие стихи и сказки; определить, какой из предметов самый большой; сказать, как его имя и фамилия. |
4-5 лет | К 4 годам ребенок использует в речи сложноподчиненные предложения («Я люблю рисовать красками, потому что они разноцветные»). Он с удовольствием рассказывает о том, что видел на прогулке или по телевизору, что ему прочитали.К 5 годам ребенок полностью усваивает обиходный словарь, пользуется обобщающими понятиями (одежда, овощи и т.д.). В словах уже не встречаются пропуски, перестановки звуков и слогов; исключение составляют только некоторые трудные незнакомые слова (экскаватор и т.п.). В предложении используются все части речи. Ребенок овладевает всеми звуками родного языка и правильно их употребляет в речи.
Таким образом, к старшему дошкольному возрасту ребенок овладевает: самостоятельной монологической речью, умением поддерживать беседу (задавать вопросы и отвечать на них); звуковой формой слов; значением слов; грамматическим строем речи. Помимо правильного внешнего оформления, высказывание должно быть содержательным, понятным и эмоционально выразительным. У ребенка должна быть сформирована не только разговорная устная речь, но и готовность к обучению письменной речи — чтению и письму. |
У ребенка ограничен бытовой словарь, он не может или затрудняется сгруппировать и назвать предметы по общему признаку, одним словом: овощи, ягоды, деревья, мебель и т.д.; затрудняется заменить слово синонимом: собака-пес, пачкать-грязнить, смотреть-глядеть и т.д.; подобрать к слову антоним: холодный-горячий, улыбаться-хмуриться и т.д.; не знает названия цветов, не может рассказать стихотворение. Ребенок неактивен в речевом общении. Он не может связно рассказать о происходящих событиях, неправильно произносит звуки, искажает слоговую структуру слов (пропускает или переставляет слоги в словах). |
ПРОЯВЛЕНИЯ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ:
• Нарушение звукопроизношения: неправильное артикулирование звуков, пропуски, замена звуков.
• Нарушение слоговой структуры слова.
• Лексические недостатки: бедный словарный запас, непонимание значение и смысла слов.
• Неправильное грамматическое оформления высказывания.
• Нарушение связного высказывания (развертывания, прогнозирования, высказывания).
• Мелодико-интонационные недостатки: отклонения в голосоподаче, нарушение силы, высоты, тембра голоса, нарушение выразительных средств устной речи.
• Темпо-ритмические недостатки: ускоренный или замедленный темп речи, запинки, спотыкание, необоснованные остановки в речи, скандирование (послоговое произнесение) слов.
Отклонения в развитии речи могут проявляться в нарушении способности как говорить, так и понимать.
Расстройства речи могут проявляться изолированно и в различных комбинациях.
Особую группу составляют дети с нарушениями слуха. Для диагностирования их состояния понадобится сделать ребенку аудиограмму, получить консультацию у отоларинголога, сурдопедагога.
Важно понимать, что ЗРР – это тонкое и сложное состояние, в причинах которого врачам порой бывает трудно разобраться. Поэтому первое, что должны знать родители, заподозрившие у своего малыша проблемы с речью, — это то, что необходимо провести комплексное обследование ребенка у детского невролога, психоневролога, логопеда, отоларинголога, дефектолога и психолога.
Необходимо, чтобы дети с задержкой речевого развития посещали логопедическую группу в детском саду. Если такой возможности нет, то нужно, чтобы с ребенком занимался логопед.
Родители должны знать, что чем раньше будет начата работа по преодолению недоразвития речи, тем эффективнее будут результаты.